Рациональное вскармливание.
Рациональное питание детей первого года жизни считается одним из важнейших условий,обеспечивающих гармоничный рост,адекватное морфологическое и функциональное созревание различных органов и тканей,оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития,устойчивость младенца к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
Организация рационального вскармливания детей начинается с первых дней их жизни.Рацион можно условно разделить на:
-молочный(в идеале-материнское молоко,при отсутствии-современные адаптированные молочные смеси промышленного производства);
-немолочный(добавление разнообразных видов продуктов и блюд прикорма).
Правильное соотношение этих компонентов рациона и своевременное его изменение в соответствии с меняющимися физиологическими потребностями младенца становится основой их рационального питания,за которым особенно пристально должны следить педиатры.
Естественное вскармливание.
В процессе длительного и тесного физического и эмоционального контакта при кормлении грудью продолжает сохраняться взаимосвязь матери и ребенка,устанавливающаяся во время беременности и это оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.
Преимущества грудного вскармливания как для ребенка,так и для матери,очевидны.Это повышенная устойчивость к действию инфекций,особенно кишечных,сниженный риск развития избыточной массы тела,сахарного диабета,бронхиальной астмы у детей.Положительное влияние на здоровье матери состоит в обеспечении предотвращения повторной беременности без применения дополнительных средств контрацепции(во всяком случае,в первые месяцы лактации при ее значительной интенсивности),а также снижении риска возникновения злокачественных новообразований яичников и молочных желез.
Грудное вскармливание окозывает многостороннее влияние на физическое и психическое развитие детей,формирование их поведения.Среди важнейших биологических эффектов можно назвать следующие:
1.Собственно пищевое обеспечение.При этом особенно важно,что имеет место оптимальное количество и качество как осоновных нутриентов,так и микрокомпонентов,имеющих значение для полноценного развития и роста.Состав нутриентов молока меняется в соответствии с изменяющимися потребностями в процессе роста ребенка.
2.Управление ростом,развитием и тканевой дифференцировкой благодаря комплексу гормонов и других биологически активных веществ,поступающих с женским молоком.
4.Ограничение поступления и провоспалительных эффектов неинфекционных антигенов и аллергенов.
5.Формирование иммунологической толерантности(устойчивости)к антигенам пищевого рациона,используемых матерью продуктов.
6.Обеспечение адекватного пищевого поведения.
Таким образом ,кроме желания самой женщины ,поощрение и поддержка грудного вскармливания должна быть со стороны ближайших родственников малыша и медицинских работников.
Искусственное вскармливание.
Адаптированные молочные смеси(заменители женского молока)-это пищевые продукты в жидкой или порошкообразной форме,изготовленные на основе коровьего молока,молока других сельскохозяйственных животных,предназначенные для использования в качестве заменителей женского молока и максимально приближенные к нему по химическому составу с целью удовлетворения физиологических потребностей детей раннего возраста.
При выборе смеси,наиболее адекватной для вскармливания конкретного ребенка,следует учитывать:
1.возраст ребенка.В первые 2-3 недели жизни ребенку пердпочтительнее назначать пресные смеси,а затем сочетать пресные и кисло-молочные;при этом наиболее целесообразно равное их соотношение.Избыток кисло-молочных смесей может вызывать (или усиливать)срыгивания,нарушать кислотно-щелочное равновесие в организме;
2.степень адаптированности смеси.Чем меньше возраст ребенка,тем больше он нуждается в максимально адаптированных смесях;ребенку до 6 мес ни в коем случае не следует назначать «последующие» смеси,кефир и другие неадаптированные кисло-молочные смеси,цельное коровье молоко;
3.индивидуальную переносимость смеси.Нередки случаи ,когда ребенок дает выраженные аллергические реакции на одну из современных максимально адаптированных смесей,но хорошо переносит другую этого же поколения,более того,менее адаптированную смесь,на основе цельного молока,не обогащенного сывороточными белками.
Необходима максимальная индивидуализация питания и отказ от каких-либо готовых шаблонов и стандартов при назначении смесей.Критерием здесь могут служить только результатаы внимательного наблюдения за ребенком в динамике и оценка переносимости им конкретного продукта.
При организации искусственного вскармливания большое внимание должно быть уделено технике вскармливания.Его необходимо проводить матери из бутылочки,держа ребенка на руках,при этом ей все внимание надо сконцентрировать на ребенке,не отвлекаться,следует поглаживать ребенка,ласково говорить с ним.Руки ребенка должны быть свободными,чтобы он мог прикасаться к матери.Необходим контакт «глаза в глаза».
Принципы организации прикорма.
Несмотря на несомненные достоинства материнского молока,по мере роста ребенка возникает необходимость в расширении его рациона и введении в него дополнительных продуктов.К продуктам прикорма относятся соки,творог,желток,сливочное и растительное масло.Блюда прикорма-фруктовые и овощные пюре,каши,мясные и мясорастительные,рыбные и рыборастительные пюре-те блюда,которые в итоге замещают целый прием пищи.
Важность расширения рациона обусловлена следующими основными факторами:
-необходимостью дополнительного введения в организм растущего ребенка энергии и ряда пищевых вкщкста(белка,железа,цинка и др.),поступление которых с женским молоком или смесями на определенном этапе развития младенцев(с 5-6 мес) становится недостаточным;
-целесообразностью расширения спектра пищевых веществ рациона,в частности за счет содержащихся в продуктах прикорма растительного белка,различных видов углеводов,жирных кислот,микроэлементов,необходимых для дальнейшего роста и развития ребенка;
-необходимостью тренировки и развития пищеварительной системы и жевательного аппарата детей и стимуляции моторной активности кишечника;
-важностью постепенного привыкания к многообразию видов и ароматов пищи;
-необходимостью обучения навыкам самостоятельного питания и перехода к «семейному столу».
Решение о введении прикорма мать должна принимать по совету врача-педиатра,причем это решение должно учитывать индивидуальные особенности ребенка:скорость его роста,величины массы и длины тела,аппетит и другое.
Правильность введения прикорма:
1.постепенность(любой продукт надовводить начиная с 1 чайной ложки и постепенно,в течение нескольких дней,доводить до необходимого обьема);
2.внимание к ребенку(не вводить прикорм,когда ребенок болен);терпение;
3.настойчивость(предлагать новый продукт несколько -до 10-15 раз);
4.строгое соблюдение рекомендаций ,содержащихся в этикеточных надписях на продуктах прикорма промышленного выпуска.
Подводя итог,можно заключить,что своевременно введенный прикорм абсолютно необходим всем детям независимо от вида вскармливания,но сроки его введения должны ность индивидуальный характер.При этом в соответствии с новыми российскими стандартами целесообразно вводить большинству детей в период с 4-6 мес,кроме детей на исключительно грудном вскармливании,которым прикорм можно начинать с 6 мес.